ВОЗМОЖНОСТИ И СОБЫТИЯ

Устойчивое развитие через образование

Увеличение финансирования, трансформация образовательных программ и коллаборация вузов с бизнесом. Может ли на все это рассчитывать сфера образования и науки в Казахстане?
Перед началом нового учебного года, представители крупного бизнеса и НПО рассмотрели четвертое направление ЦУР-2030 в Казахстане – обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования.
Обсуждение прошло 31 августа 2021 года на дискуссионной онлайн-платформе «ЦУР и бизнес». Рассмотрены были такие актуальные проблемы в сфере образования как снижение численности студентов и преподавателей, закрытие школ и вузов, выход из критических условий обучения в период пандемии.

Как оказалось, численность студентов в текущем учебном году, по сравнению с прошлым, уменьшилась на 4,5%. В основном это связано с оттоком студенческой молодежи в зарубежные вузы, которую не устраивает качество отечественного высшего образования. Только за последние семь лет количество студентов, выезжающих из Казахстана за рубеж, выросло в два раза. В данный момент более 100 тыс. казахстанцев получают высшее образование в 130 странах мира.

Для решения данной проблемы, по мнению экспертов, необходима выработка единых подходов к профориентационной деятельности, привлечению работодателей и представителей крупного бизнеса РК в процесс подготовки специалистов и интернационализации профессионального образования.

Что касается улучшения качества образовательных программ и самой системы, то согласно Государственной программе развития образования и науки РК (ГПРОН РК) на 2020-2025 годы в ближайшие годы в Казахстане будут приняты кардинальные меры в этом направлении. Среди ключевых из них можно выделить: увеличение финансирования высшего образования в два раза и науки – в 7 раз.
Кроме этого также планируется:
1
100%-ый охват детей от 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением.
2
ликвидация обучения в три смены;
3
100%-ое обеспечение интернатами опорных школ сельской местности;
4
создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест;
5
100%-ое обеспечение кабинетов и учителей компьютерной техникой;
6
100%-ое обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами.
Если говорить об эффективности ГПРОН РК, то в период реализации программы в 2016-2019 годы хорошие результаты были связаны непосредственно с высшим образованием. Улучшились интернационализация и представленность вузов во всемирных рейтингах. В связи с чем, доля иностранных студентов в системе высшего образования выросла до 4%. Казахстанские вузы впервые были признаны рейтинговым изданием Times Higher Education. Кроме того число отечественных учебных заведений, отмеченных в рейтинге QS WUR, выросло до 10. Также увеличилась и доля софинансирования научной деятельности со стороны бизнеса. Вклад бизнеса в науку за 3 года составил 4,8 млрд тенге.

Правда реализация прошлой программы так и не решила проблему специалистов. На данный момент имеющиеся научные кадры обладают недостаточными исследовательскими навыками, низким уровнем владения английским языком и слабыми навыками в сфере технологического развития и инноваций.

Разработчики ГПРОН РК на 2020-2025 годы пришли к выводу, что связано это с тем, что
действующая система образования не способствует удержанию талантливых учителей. До 35% педагогов уходят в другие сферы. В связи с этим предусмотрено внедрение новой системы карьерного роста учителя, заработная плата будет увеличена от 30% до 50% от должностного оклада (педагог, педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер).
Между тем в Казахстане сейчас планомерно осуществляется и переход на обновленное содержание образовательных программ в связи с принятым Законом о расширении академической и управленческой самостоятельности вузов.

Поэтому помимо обсуждения государственной программы на онлайн-конференции также можно было ознакомиться с видением развития сферы образования и инициативами от представителей вузов и бизнеса. Например, профессор ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Гайни Длимбетова считает, что одним из важнейших направлений деятельности университета должна быть инновационная экологическая деятельность.

По ее словам, на базе университетов можно способствовать:
- развитию экологической инфраструктуры,
- разработке образовательных программ с эко-содержанием,
- формированию экологичных привычек и моделей поведения молодежи,
- созданию для студентов повседневной устойчивой и зеленой среды,
- внедрению принципов устойчивого развития,
- медико-социальному мониторингу состояния здоровья молодежи,
- работе по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний,
- дополнительному внеаудиторному обучению, ориентированному на обновление экологического сознания и поведения молодежи,
- развитию экологического волонтерства,
- привлечению представителей бизнеса к данным процессам.

Хороший кейс, который охватывает часть из перечисленных пунктов, есть у компании Coca-Cola (CCI Казахстан). Уже седьмой год ее команда реализует социально-значимый проект «321 Старт!», направленный на развитие, популяризацию и поддержку социального предпринимательства среди молодежи. Основная цель проекта – не только выявить и попытаться решить наиболее актуальные социальные и экологические проблемы в регионах, но и провести обучение молодежи азам предпринимательства, социального проектирования и бизнес-планирования.

Но на этом в компании решили не останавливаться, в 2020 году, в сложных условиях пандемии, они запустили волонтерский проект FLOW (Future Leaders Online Workshops) с университетами в странах Центральной Азии и Кавказа. Его концепция – онлайн-семинары для будущих лидеров. В рамках проекта сотрудники компании делятся своими знаниями и опытом со студентами ведущих вузов Казахстана, Узбекистана и Азербайджана. Цель – помочь учащимся подготовиться к переходу из студенческой среды в рабочую. То есть понять, какие качества и навыки им понадобятся для успешной карьеры, какие разнообразные задачи им предстоит решать на рабочих местах.

Еще один важный проект ими был запущен и в 2021 году. Речь идет о программе студенческой стажировки, c возможностью получить предложение о работе и построить карьеру мечты – CCI Next Talent. Во время своего выступления на онлайн-конференции директор по корпоративным и регулятивным отношениям компании CCI Казахстан Алима Исембаева отметила, что на данный момент в рамках данной программы уже получено более 800 заявок на участие.
Для нашей компании – это создание кадрового резерва талантливых сотрудников, которые могут занять ключевые позиции в компании. Для студентов – решение проблемы трудоустройства без опыта работы, то есть только что окончивший вуз специалист может начать карьеру в крупной международной компании в качестве стажера, а показав хорошие результаты, получить предложение о работе и построить карьеру мечты.
Алима Исембаева,
директор по корпоративным и регулятивным отношениям компании CCI Казахстан
Не менее интересный опыт и у «Филип Моррис Казахстан». Компания предлагает различные возможности для развития как своих работников, так и студентов. В частности, ее командой запущена онлайн бизнес-академия для студентов и молодых специалистов с участием экспертов «Филип Моррис Казахстан», которые делятся своим практическим опытом в области развития бизнеса и построения компании, ориентированной на потребителя.
Только в этом году мы получили более 6000 заявок на программы стажировок, что показывает большой интерес к нашей компании как к одному из лучших работодателей. Качественные программы стажировок – глобальная INKOMPASS и локальная Unique Program – нацелены на развитие молодых лидеров и будущих руководителей. В рамках стажировок каждый участник получит опыт в крупной международной компании, оплачиваемую стажировку, интересные бизнес-проекты, над которыми они самостоятельно будут работать совместно с руководителями компаний, а также регулярные встречи с ментором или коучем.
Алтынгуль Каратлеева,
менеджер по привлечению талантов «Филип Моррис Казахстан»
Другой пример – Nobel Fest. Это масштабное научно-образовательное мероприятие в регионе Центральной Азии (ЦА) и Кавказа для студентов университетов. К слову, в 2021 году Coca-Cola стала стратегическим партнером данной инициативы, что органично связалось с уже существующим проектом FLOW.

Сам Nobel Fest уникален для нашего региона тем, что открывает доступ к обсуждению самых важных научных вызовов через выступления и дискуссии с участием мировых ученых и лауреатов Нобелевской премии. При этом непосредственно из ЦА и Кавказа в мероприятии принимают участие более 30 000 ученых, исследователей и студентов.

В этом году организаторы Nobel Fest в лице Фонда инклюзивного развития в качестве ключевой уже анонсировали тему «Будущее уже сегодня», а сам фестиваль состоится 26-29 октября.

Таким образом, возможности улучшения качества казахстанского образования кроются не только в реализации государственных программ, но активном взаимодействии вузов с представителями бизнеса. И от того, насколько такая коллаборация продолжит развиваться и будет зависеть трансформация нашей образовательной системы.

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda