Театральный критик Ольга Малышева считает, что театр – это альтернативный способ изучения мира и получения новых впечатлений, опыта. “У современных детей много способов получать впечатления и в спорте, и в кино, и онлайн. Может показаться, что театр в традиционной форме не может составить конкуренцию, но сегодня существуют новые театральные формы, которые дают уникальный опыт, который ни с чем не сравним. Это иммерсивный и инклюзивный театр, спектакли-лекции, спектакли-экскурсии, которые могут дать возможность зрителю быть соучастником, человеком, который становится сокриэйтором. В современном мире театр больше не воспитывает, не несет пропагандистскую функцию. Театр – это механика изучения мира и формирования себя, внутреннего роста. Особенно важно обращаться к необычным формам, актуальным темам, в этом случае детский театр может стать очень важным”, – подчеркнула она.
Директор по маркетингу Главного ботанического сада Алматы Баян Коспенбетова рассказала, что в этом году в Ботсаду запускается необычная детско-семейная иммерсивная аудиопрогулка «Тайны Хранителя Сада». «Мы не в первый раз экспериментируем с формой иммерсивных прогулок. Этим летом дети отправляются в увлекательное путешествие по аллеям Ботсада, узнают про растения. В творческом формате мы говорим о бережном отношении к природе, рассказываем детям, почему в экосистеме важен каждый элемент. Все лето променад можно посещать бесплатно. Целевая аудитория – от семи лет», – поделилась она.
Посещение детских спектаклей должно быть регулярным, потому что в театрах актеры и режиссеры ставят для детей старые-добрые сказки, считает детский психолог Елена Горячева. «Их стараниями персонажи сказочных историй становятся яркими, близкими, запоминающимися. Они не бегают и убивают, как игровые мультяшки, а включают у детей искренние эмоции. Сегодняшние дети под налетом своего цифрового равнодушия на самом деле такие же настоящие, как и 20, и 100 лет назад. В сказках всегда есть яркий момент победы добра над злом, и не просто так, а через преодоление препятствий, когда с героем происходят улучшения и он становится лучше в финале», – акцентирует специалист.
Важность построения диалога с детьми через сказку психолог объясняет просто - это самый легкий способ передачи зашифрованной информации об устройстве мира новому поколению. «В сказках всегда есть место приключениям, волшебству, преодолению героями своей лени или страха, проверке дружбы на крепость, проявлениям мужества, порядочности, искренней любви и победе добра над злом. И еще один очень важный момент обязательно есть в сказках: главный герой после всех своих испытаний становится взрослее, мудрее, смелее и возвращается домой в лучшей версии себя. Наша архиважная задача – продолжить и далее передавать эти знания по цепочке поколенческой мудрости», – считает она.
Несмотря на большой репертуар детских представлений, все же есть контент-ниши, которые не представлены для детей среднего возраста. На это обращает внимание журналист и редактор Дина Устиненко. «Выбор в сфере детского театрального искусства представлен скудно. Существующие постановки предназначены или для малышей или уже для молодежи, не хватает контента для возраста 9-11 лет. Также хромает и следующая возрастная группа. С удовольствием ходим в Тотальный театр со старшим сыном и в Кукольный - с младшей дочерью. Детям больше нравятся театры, и хочется, чтобы этот интерес не пропадал, чтобы детям было действительно интересно и оставалось желание обсудить увиденное. В этом может помочь опыт режиссеров, которые ставят иммерсивные постановки, интерактивные спектакли. Хотелось бы большего выбора гастрольных постановок для детей», – поделилась она.