НАБЛЮДЕНИЯ

Fashion-индустрия осваивает Экокожу из грибов, кофе, ананасов и даже кактусов

Бренды и производители все чаще отказываются от натуральной кожи. О том, с чем это связано, в нашем материале.
При обработке натуральной кожи чаще всего используются вредные дубильные вещества и синтетические красители, которые впитываются в почву и отравляют грунтовые воды. Помимо этого ради выращивания коров для кожи, мяса и молока вырубаются леса для пастбищ, после чего эти расчищенные места превращаются в пустыни, а отходы, которые образуются в процессе ухода за крупнорогатым скотом загрязняют воду. Из-за всех этих причин, замена натуральной кожи на экокожу кажется отличной альтернативой, которую начинают поддерживать как бренды, так и производители. Но все ли так просто с данным материалом? Или же приставка "эко" к слову "кожа" лишь часть маркетинга — так называемый greenwashing («зеленый камуфляж»), цель которого ввести покупателя в заблуждение относительно экологичности продукции.
Сама по себе экокожа, также известная как кожзам, представляет синтетический материал, который создается из разных полимеров, позволяющих имитировать внешний вид и текстуру натуральной животной кожи.

Самый популярный материал для создания кожзама — полиуретан (PU), который представляет собой сложный полимер, пластик. Таким образом, производство и использование изделий из искусственной кожи тоже оставляет существенный экослед на нашей планете. Считается, что треть микропластика в океане — результат ношения одежды и обуви из синтетических материалов. Так через рыбу и морепродукты, которые тоже страдают от этого, пластик попадает в человеческий организм, где оседает и может провоцировать развитие воспалений и заболеваний.

Другое дело, например, ананасовая кожа, известная как Pinatex или материал, который создают из пальмовых листьев, грибов, эвкалипта, кожицы винограда и даже кактуса.
"При создании экокожи из ананасов или мицелия (грибов) можно использовать отходы и других производственных процессов. К тому же такие ткани биоразлагаемы и более долговечны", — делится Бексултан Уразбеков, основатель Pieper (первого бренда по производству одежды, шопперов и даже украшений из переработанного пластика в Казахстане).

Однако данные альтернативы тоже имеют обратную сторону медали. Например, Pinate на заключительном этапе производства вымачивают в нефтеполимере.
Pinatex, Mylo и другие разновидности экокожи из растений требуют меньше воды и энергии, чем производство натуральной кожи. В данном случае применяется и меньше химических веществ, но это не позволяет полностью избежать их влияния на людей, задействованных в производственном процессе.
Бексултан Уразбеков, основатель бренда Pieper
В Казахстане же, пока к сожалению, в крупных производственных масштабах не производят даже такую альтернативу натуральной кожи. Однако есть энтузиасты, которые экспериментируют в рамках небольших проектов. Один из них Шынгыс Жакенулы, автор проекта Urpaq. Их команда занимается производством экокожи из кофейного жмыха, которым с ними делятся локальные кофейни. Данный материал подходит для любых кожаных изделий, начиная с обуви, картхолдеров, портмоне и заканчивая одеждой.

Так что ниша модной индустрии, которая выступает за минимизацию влияния на окружающую среду, все-таки существует. Главное, чтобы таких проектов в нашей стране становилось все больше.

Автор материала: Аяжан Дадабаева

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda